+7 (3822) 97-71-39, доб. 301 ✉ office@tomtit.tomsk.ru
Адрес для приема документов от абитуриентов: ✉ priem@tomtit.tomsk.ru
Техникум создан приказом Министерства угольной промышленности от 24.09.1947 г. №117 как Техникум горного машиностроения на основе постановления Совета Министерства СССР от 17.09.1947 г. №3280 и переименован из Техникума горного машиностроения в Томский приборостроительный техникум на основании постановления Томского Совнархоза от 28.01.1961 г. №2.
Этапы реформирования техникума:
С момента образования и до настоящего времени учреждение относится к системе среднего профессионального образования, имеет статус государственного.
Основание: архивные данные Управления СПНПО ТО, приказы с 1947-2015 гг.
История профессионального образования в нашей стране насчитывает более 300 лет, со времен правления Петра I, придававшего образованию первостепенную государственную значимость, которая была направлена на получение рабочими профессиональных знаний и технической грамотности.
Были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян: именно духовные училища были первыми заведениями профтехобразования. Открывались медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Тульском оружейном, Уральских и Солонецких заводах, открывается первая ремесленная школа в Европе «навигационных и математических наук», основанная в Москве 14 января 1700 года.
В этот исторический период ещё не было термина «профтехобразование», но уже существовали предпосылки для его возникновения: при Екатерине II начинают активно развиваться горнозаводские школы (самой крупной была школа в Екатеринбурге, при металлургическом заводе), в 1774 году в Петербурге открывается горное училище, а в 1767 году - первая государственная хирургическая школа.
На рисунках ниже вы можете увидеть дореволюционную форму воспитанников училищ.
Алексеевское реальное училище в Томске (совр.ул.Р.Люксембург 18)
Томское коммерческое училище (пл.Соляная 2 стр 1)
Томское ремесленное училище (совр.пр.Ленина 66)
9 ноября 1917 года, буквально через один день после Октябрьской революции, в Советской России был создан Отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведомственные, государственные и частные), содержания и методов обучения.
В тяжелейших условиях становления нового государства, голода и разрухи В.И. Ленин не забывал о проблемах образования молодежи, и уделял им большое внимание. Из-под его пера вышло 40 Декретов по вопросам, касающимся образования, и 20 из них касались именно профессионального образования. Связанно это с тем, что уже к зиме 1919 года стало ясно, что в стране наступил острый дефицит квалифицированных рабочих.
29 июля 1920 года в действие вступил Декрет об учебной профтехнической повинности, согласно которому все рабочие от 18 до 40 лет обязаны были учиться. Уклонение от учебы грозило наказанием, были организованы профессиональные школы нового типа –школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Это были первые профессионально –политехнические школы в системе народного образования СССР, что превращало их в важный источник пополнения рабфаков, техникумов, вузов и формирования народной интеллигенции из рядов рабочего класса. Школы ФЗУ были ориентированы на подготовку универсального рабочего.
Этим Декретом правительство молодой страны хотело одним махом уничтожить техническую безграмотность населения.
Организованы школы фабрично-заводского ученичества, которые к 1939 году реорганизованы в цехи базовых предприятий.
Школы фабрично-заводского ученичества
Учащиеся ФЗО готовятся к эвакуации из Москвы
Учащийся ФЗО
Учащиеся ФЗО
В РФ было создано 24 школы ФЗУ со сроком обучения 3 и 4 года. 65 % учебного времени отводилось на практические занятия, 35 % – на теоретические. Значительное место в учебных программах уделялось изучению общеобразовательных предметов, так как поступающие в школы ФЗУ, как правило, имели образование в объеме 2-3 класса начальной школы.
К 1939 году краткосрочный курс обучения в школах ФЗУ перестал соответствовать уровню технологии производства.
В 1940 году Госплан СССР указал, что в стране нет единого руководства подготовкой квалифицированных рабочих, существует разнобой в сроках и методах обучения. Школы ФЗУ перестали быть основной формой подготовки специалистов.
2 октября 1940 года –историческая дата для профессионально-технического образования СССР. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О Государственных Трудовых Резервах».
Созданы два типа учебных заведений: школы ФЗО с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий; двухгодичные ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих. У Советского государства появилась возможность планомерно обеспечить народное хозяйство кадрами молодых рабочих. Комплектование новых учебных заведений осуществлялось на основе ежегодного призыва на учёбу от 800 тыс. до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 — 17 лет для обучения в школах ФЗО.
В порядке призыва на учёбу председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека молодежи мужского пола на каждые 100 членов колхозов, а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодежь мужского пола в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.
Учащиеся находились на казарменном положении и состояли на полном государственном обеспечении (питание, обмундирование, общежитие, учебники, учебные пособия). Все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО считались мобилизованными, обязаны были проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР и пользовались отсрочками по призыву в армию на время до истечения срока, обязательного для работы на государственных предприятиях.
В 1941 году, в условиях быстрого наступления немцев и начавшейся Великой Отечественной войны, организация эвакуации мирного населения стала важнейшей задачей, напрямую связанной с выживанием страны в этот тяжелый период. Советское правительство для спасения предприятий и жителей западных территорий СССР от возможной оккупации фашистской Германией принимало экстренные меры по их эвакуации в глубь страны.
Летом и осенью 1941 года в небольшой Томск (численность довоенного населения г. Томска составляла примерно 150 000 человек) было эвакуировано более 30 предприятий из западных районов страны, 26 учреждений и организаций, 16 научно-исследовательских институтов и различных учебных заведений, более 20 госпиталей, около 50 тысяч человек, т.е. население города в 1941 году увеличилось в 1,5 раза.
Томск принял к себе: из Москвы — 10 предприятий; в т.ч. такие крупные, как заводы шарикоподшипниковый, «Фрезер», «Красный богатырь», «Манометр», «Москабель», им.Лепсе; из Ленинграда — заводы «Пневматика», «Электросила», фабрику «Спар»; из Харькова — заводы маркшейдерских инструментов и боеприпасов; из Гомеля — электростанции, спичечную и фанерную фабрики спичечную; из Ярославля — моторный завод; из Солнечногорска — стекольный завод; из Злынки — шпалопропиточный завод; из г.Сумы — электромеханический; из Конотопа — «Красный металлист»; и ряд других предприятий.
Эвакуация
Фронт немедленно требовал продукции. Все силы городских властей были брошены на быстрейшее размещение и пуск в эксплуатацию прибывших предприятий. Как можно заключить по документам Томского городского комитета ВКП(б) за 1941-1942 гг., партийными работниками, руководителями и рядовыми тружениками была проделана колоссальная работа по восстановлению в короткий срок заводов в неприспособленных и непригодных для промышленных объектов помещениях.
Нужно было освоить новые мощности, обучить тысячи вновь пришедших на предприятие людей, на смену ушедших на фронт, ликвидировать перебои в снабжении. «Расквартировать» заводы удалось только потому, что город отдал буквально все помещения, которые можно было так или иначе приспособить под производство. Отданы были помещения высших учебных заведений – университета, политехнического института, транспортного института, педагогического; два военных городка, дом науки, здание городской больницы и т.д.
Чтобы понять трудности размещения, следует учесть, что Томск – старинный город, 96% домов были деревянными, городской водопровод, 1904 г. постройки, по мощности не удовлетворял даже довоенный город, канализация отсутствовала, городского транспорта не было, а растянутость города доходила до 10 км.
Томск
Что выпускали на томских предприятиях для фронта?
После запуска предприятий, в Томске делали миноискатели, телефонную гарнитуру для танков, мины 37 мм, минометы (М-8), прицелы (П-1, П-8,КВМ), танковые стартеры, двигатели для танков, самолетов и подводных лодок, шпалы, манометры, глубиномеры, тахометры, запалы (Ф-1, РГД-41), амортизаторы, противогазы, перчатки, танковые шины, подшипники для танков и авиации, детали для М-8, бинокли 6х30 (Б-6), 4х50 (б-4), прицел к пушкам 45 мм (ПП-9), призмы танковые, бинокли 6х30 (Б-6), стабилизаторы, силовые и телефонные кабели, колбы и лампы, прессы Бринелля.
Томский завод «Красный богатырь» (совр. «Томский завод резиновой обуви») изготавливал противогазы, фасонную резину для танков, резиновые перчатки для защиты от боевых отравляющих веществ, амортизаторы для самолетов, изоленту, позднее начали изготавливать и резиновую обувь – чуни, галоши, сапоги для армии, для шахтеров, для гражданского населения.
Кондитерская фабрика «Красная звезда» изготавливала конфеты, пищевые концентраты, галеты.
На Томской швейной фабрике шили шинели, телогрейки, гимнастерки, галифе, офицерскую форму и форму для рядового состава, нижнее белье для бойцов, халаты для врачей, медсестер.
Томская спичечная фабрика кроме спичек различного назначения, выпускала также противотанковые зажигательные смеси (в прифронтовых районах эту смесь разливали по обычным водочным бутылкам, комплектовали простейшую зажигательную гранату и эффективно использовали для остановки танков, особенно в начале войны).
Томская фабрика карандашной дощечки производила тару для консервов и боеприпасов, аккумуляторный шпон.
Галеты (сухой хлеб)
Зажигательная смесь
Изготовление ремней
Конфеты
Пищевые концентраты
План производства на военные нужды
Полковые минометы
Строительство ТЭЦ
Томский фармзавод. таблеточный цех
Работа швей
Одним из крупных предприятий г. Томска до войны был Томский электромеханический завод, где работало до 500 человек. Завод производил горно-шахтное оборудование для угольной промышленности: электроотбойные молотки, электросвёрла, электробуры и др.
В 1941 году в его состав были включены три крупных предприятия эвакуированных из европейской части России — Ленинградский завод «Пневматика», Конотопский завод «Красный металлист» и Харьковский завод маркшейдерских инструментов.
Из-за потери Донбасса встал вопрос о форсировании добычи угля в восточных районах страны, ведь уголь в дни войны — это не только топливо, это снаряды, танки, самолеты. А шахтеры Сибири задыхались от образовавшейся нехватки инструмента. Томский электромеханический завод остался единственным в стране производителем горных машин, электрического и пневматического инструмента и должен был полностью обеспечить угольную промышленность и армию.
На завод была проложена железнодорожная ветка, построена своя электростанция и водонасосный узел. За годы войны завод выпустил 1170000 единиц пневмоинструмента и более 60000 электромашин различного направления.
До 1942 года важнейшее место в продукции завода занимало производство минометов и мин.
В первые же дни войны в цеха предприятия на место мобилизованных мужчин пришли женщины и подростки.
Конечно, у них не было ни знаний, ни опыта.
Чтобы максимально быстро подготовить работников для на работы на новых для них специальностях, прямо при заводе было организована работа Томского горного техникума, из которого впоследствии вырастет ТТИТ.
Как и многие советские училища и техникумы (особенно в военный период), Томский горный техникум неоднократно реорганизовывался, менял название и место расположения. Сегодня, пожалуй, невозможно доподлинно идентифицировать события этого учебного заведения. Документов об открытии Томского горного техникума на данный момент не обнаружено, подтверждением его деятельности служат исключительно редкие публикации в средствах массовой информации, отдельные опубликованные документы и свидетельства его выпускников.
Жилые бараки
Быт горожан (варежки на фронт, указательный палец отдельно, для стрельбы)
Быт горожан (детский сад, в него отдавали детей с 3-х месяцев! Мать выходила на работу)
Карточки на хлеб
Огороды в городе Ленинграде, в Томске были аналогичные
Рынок, на котором, в основном, шел обмен
Молчанова Мария Михайловна
Ведущий библиотекарь Научной библиотеки Томского государственного университета, ветеран труда. Во время войны работала на Томском электромеханическом заводе, после войны закончила ТГУ, осталась работать в библиотеке. С ее воспоминаниями можно ознакомиться по ссылке
https://www.tsu.ru/university/tsutoday/pobeda/trud/Molchanova_Mariya_Mihajlovna.php
Землянки
Карточка награждения Дмитрия Матвеева, уроженца Томской области, инженера-подполковника
Отчет Томского горного техникума. 1942-1943 гг
Отчет о выполнении спецзаказа на ТЭМЗе
Документы студентов Томского горного техникума. 1930 гг
Цех ТЭМЗа
В послевоенное время продолжалось реформирование системы профессионального образования.
В 1946г. Главное управление Трудовых Резервов преобразовано в Министерство Трудовых Резервов, ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы, вместо них правительство создало новую систему обучения профессиями. Учреждались 2 типа профессионально-технических училищ: городские (ГПТУ) со сроком обучения 1-3 года и сельские (СПТУ) со сроком обучения 1-2 года. Система профессионально-технического образования переводилась на единую общеобразовательную базу - 8-летнюю школу.
В 1958 году, оправдавшие себя во время войны, ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы. Вместо них правительство создало новую систему обучения профессиям – ПТУ.
Во всех ПТУ ввели и обязательное среднее образование.
В 1987г. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР профессионально-техническая система, как самостоятельная отрасль производственного образования была ликвидирована. Все училища вошли в состав Министерства общего образования. Система растворилась и потеряла не только свою самостоятельность, но и значимость. Тем более, что задачи у этих систем разные. Общее образования дает знания, а профтехобразование – навыки и умения производства, т.е. учит работать.
Со второй половины 1960-х в номенклатуре специальностей, по которым осуществляли подготовку сибирские ПТУ, появились профессии, связанные с развитием научно-технического прогресса: рабочие радио- и электронной промышленности, механики по ремонту авиационных приборов, операторы станков с числовым программным управлением.
После введения в 1973 году Закона о всеобщем обязательном среднем образовании учащиеся остальных ПТУ должны были получать среднее образование в вечерних (сменных) школах.
Пик популярности СПО пришёлся на 1981 год, когда число профильных заведений было более 700, а число студентов около 3,6 млн. ПТУ охватывали 450 рабочих профессий, учащимся полагались стипендия, бесплатное питание различные льготы.
В послевоенные годы в Сибири уже действовало 200 училищ и школ трудовых резервов, а также сформировались новые типы учебных заведений: открываются промышленные и геолого-разведывательные техникумы, медицинские, педагогические училища, училища культуры и искусства, сельского и лесного хозяйств, транспорта и связи, экономических училищ.
Сегодня рост популярности СПО связан с широкими возможностями профессионального выбора (колледжи и техникумы региона предлагают обучение более чем по 70 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и более чем по 130 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена).
Почти каждый десятый студент учится по профессиям и специальностям, входящим в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.
Представляем вам видео, которое рассказывает об истории СПО в России, томской области. И об истории ТТИТ.
История профобразования в России насчитывает более 300 лет. Исторической датой для профессионально-технического образования стал 1940 год. Был принят указ О Государственных Трудовых Резервах, созданы школы фабрично-заводского образования, ремесленные и железнодорожные училища.
В 41 году многие промышленные предприятия страны были эвакуированы в Томск. Три эвакуированных завода вошли в состав Томского электромеханического завода. Он остался единственным в стране производителем горных машин, электрического и пневматического инструмента и должен был полностью обеспечить угольную промышленность и армию. К станкам встали женщины и дети. При заводе организовали Томский горный техникум, из которого впоследствии вырастет Томский техникум информационных технологий.
Система профессионально образования реформировалась. В послевоенные годы в Сибири уже действовало 200 училищ и школ трудовых резервов, сформировались новые типы учебных заведений. Промышленные и геолого-разведывательные техникумы, медицинские, педагогические, экономические училища, училища культуры и искусства, сельского и лесного хозяйств, транспорта и связи.
Томский горный техникум неоднократно реорганизовывался, менял название и место расположения. В разные годы здесь учили каменщиков и электрогазосварщиков, автослесарей и электромонтажников, секретарей и операторов ЭВМ. Сейчас здесь учат компетенциям, без которых невозможна дальнейшая цифровизация общества.
Появившись в годы войны в сложных условиях, отвечая на запросы фронта, сегодня наше учебное заведение находится на передовой современных технологий и отвечает на актуальные запросы цифровой экономики страны.
Основные исторические сведения (дата образования ПОО, основные события, интересные факты)
Техникум создан приказом Министерства угольной промышленности от 24.09.1947 г. № 117 как Техникум горного машиностроения на основе постановления Совета Министерства СССР от 17.09.1947 г. № 3280 и переименован из Техникума горного машиностроения в Томский приборостроительный техникум на основании постановления Томского Совнархоза от 28.01.1961 г. № 2.
ТТИТ является правопреемником учебных учреждений Томска
Корпус на ул. Герцена, 18 до реконструкции
Фотографии студентов Томского приборостроительного техникума, 1975 г.
Интересные факты:
1990 г. по инициативе Центра образования и подготовки к занятости штата Огайо (США) и группы ученых педагогов г. Томска реализовалась российско-американская программа «Образование. Бизнес», в которой приняли участие 10 регионов России, в том числе и Томская область (г. Томск).
Основной миссией данной программы стала подготовка молодежи к вступлению в мир рыночной экономики через совершенствование образовательного процесса.
Так была создана советско-американская профессиональная школа (САПШ), затем Российско-американская профессиональная школа (РАПШ), далее Российско-американский профессиональный лицей (РАПЛ).
Были применены инновационные технологии обучения:
- в учебных планах и программах закладывался индивидуальный подход к студентам (базовый блок и специализация по выбору обучающихся);
- введение новых предметов, таких как «Планирование карьеры», способствующих к подготовке студентов в будущей профессиональной деятельности;
- углубленное изучение английского языка;
- для развития мотивации к успешности были разработаны и применены зачетки нового образца, в которых были отображены рейтинговые результаты по всем предметам не только за семестр, но и за месяц, а также профессиональные компетенции по получаемой профессии, что было совершенно новым в системе аттестации;
- была выстроена целая система урочной и внеурочной деятельности, направленная на развитие успешности студентов и их самореализации на рынке труда;
- была разработана интересная локальная документация. Например: Конституция студента, о презентации студентов и т. д.
В сфере профессиональной подготовке тесно сотрудничали с предприятиями радиотехнического профиля, например ОАО «Манотомь», студенты во время урочной и внеурочной деятельности выполняли заказы этого предприятия, что позволяло качественно осваивать профессиональные компетенции, а студенты автомеханики закрепляли практические навыки в мастерской автосервиса под руководством опытных мастеров-практиков.
Достижение проекта – получение Сертификатов профессиональной компетентности международного образца (Certificates of Competency). Данный документ содержал перечень компетенций, которыми студент овладел за время обучения. Этот сертификат расширял возможности выпускников в будущей профессиональной деятельности.
РАПШ (РАПЛ) считался престижным профессиональным учебным заведением, о чем свидетельствует конкурсный прием, высокий уровень выпускников, многочисленные победы в различных олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.
Была четкая, логически выстроенная система управления, сформирован высокопрофессиональный инженерно-педагогический коллектив, создана система мотивации и творчества, как среди студентов, так и среди сотрудников.
Преподаватели РАПЛ, участвующие в программе обмена, 1994 г.
Вход в спортзал. 90-е гг и в наши дни
Профессии техникума в прошлом и настоящем
Профессии ГПТУ №11 в 70 г.:
- штукатуры-маляры
- каменщики
- электрогазосварщики
В 1977 г. присоединили профтехучилище №5
Список профессий расширился:
- автослесари
- автокрановщики
- водители автомобиля
- электромонтажники
- слесари-сантехники; сварщики
1990-1995:
- автомеханик
- секретарь-референт
- монтажник РЭАиП
- оператор ЭВМ
В настоящем:
- обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
- информационные системы и программирование
- сетевое и системное администрирование
- монтажник радиоэлектронной аппаратуры
Мастерские и лаборатории в 90-е годы
Выпускники техникума,
известные и выдающиеся личности, почетные граждане
Томской области
Разживин Александр Семёнович (1930—2012) — генерал ФСБ, окончил Томский горный техникум в 1952 г.
Карминский Владимир Николаевич (род. в 1927) — известный томский инженер, орденоносец, общественный деятель. Окончил Томский горный техникум в 1952 г.
Клименко Елена Викторовна (род. в 1961) — известная томская поэтесса. Окончила Томский приборостроительный техникум в 1981г.
Коробейников Александр Феопенович (род. в 1934) — известный русский учёный-геолог, геохимик. Окончил Томский горный техникум с отличием в 1953 году.
Леонтьев Илья Алексеевич (род. 1980) – депутат Думы Города Томска.
Панов Сергей Юрьевич (род. 1977) – председатель Думы Города Томска.
Юрков Евгений Львович (1965 – 1984), погиб при несении срочной воинской службы в Афганистане) - ефрейтор, стрелок-гранатометчик, награждён орденом Красной звезды посмертно.
Плотников Евгений Владимирович - кандидат химических наук, доцент Исследовательской школы химических и медицинских технологий, ведущий научный сотрудник Отделения химической инженерии Томского политехнического университета.
Сергейчик Михаил Сергеевич - заместитель начальника Департамента финансов Томской области, председатель комитета экономического анализа и развития финансового рынка.